Голосовать за АЗС

Краснодарский край,

Крымск, Краснодарский край,

Оцените качество бензина на этой заправке

Рост цен на бензин: временное затишье или неизбежный скачок?

Рост цен на нефтепродукты стал для россиян настолько привычным явлением, что, пожалуй, многие давно уже обреченно смирились с его неизбежностью. Однако нестабильность летних розничных цен на топливо уже дошла до того, что в отдельных регионах России был зафиксирован скачок стоимости литра АИ-95 сразу на 0,5 руб. в течение недели.

Казалось бы, данное явление не должно было остаться без реакции со стороны федеральной антимонопольной службы. Справедливости ради, следует отметить, что ФАС обратила внимание на сложившуюся ситуацию, и с соответствующими выводами антимонопольной службы можно сегодня ознакомиться на ее официальном сайте. Однако из приведенной на сайте ФАС информации следует, что динамика розничных цен на нефтепродукты никакой угрозы не несет. По словам руководителя ФАС Анатолия Гомолзина, на топливном рынке России сохраняется ценовая стабильность, а произошедшее повышение цен на бензин руководитель ФАС назвал «незначительным». Более того, как выразился Гомолзин, цены на нефтепродукты даже падали в период с марта до начала июля 2013 г.

Действительно ли ситуация с ценами на топливо столь радужна и стабильна, как считает ФАС? Вряд ли с этим согласятся рядовые россияне и будут правы. И если мы не в состоянии повлиять на саму ситуацию, то попробуем хотя бы разобраться, что служит причиной нескончаемого роста стоимости нефтепродуктов.

Территория ценового роста

К регионам РФ, где происходило повсеместное удорожание топлива, относятся Южный и Северо-Западный, Приволжский, Сибирский и Уральский округа. В большинстве субъектов Северо-Кавказского и Центрального округов также была зафиксирована положительная динамика цен на бензин.

Среди этого всеобщего удорожания своеобразным «оазисом» выглядит Сибирский Федеральный округ, где цены на АИ-92 и АИ-95 хоть и росли, но минимальными темпами. В чем же причина такого «везения» СибФО? А все дело в том, что на территории региона функционирует крупнейший производитель автобензинов - Омский НПЗ. Производя свыше 4,7 млн. т. бензина в год, данный завод насыщает потребности окружного топливного рынка, при этом все местные потребители топлива существенно экономят на стоимости транспортировки и хранения, что, в свою очередь, благоприятным образом сказывается на розничных ценах.

Импорт бензина в Россию из Белоруссии не всегда стабилен

В первом полугодии российский рынок бензина был полностью насыщен поставками топлива из Белоруссии. Сложилась ситуация, когда из-за избытка нефтепродуктов российские производители были вынуждены прекратить производство и переключиться на экспорт топлива. А тем временем выросли потребности в топливе, как на внутреннем рынке, так и у зарубежных потребителей российских нефтепродуктов. В итоге российский розничный рынок топлива оказался под воздействием, с одной стороны, сокращения производства топлива и его поставок из Белоруссии, а, с другой стороны, - роста внутреннего потребления и экспорта.

Так, по информации ЦДУ ТЭК, снижение производства высокооктановых бензинов в июле составило 9900 т при общем объеме 2,277 млн. тонн. Импорт бензина в Россию на внутренний рынок нефтепродуктов в этом же месяце сократились на 131 800 тонн при общем объеме 2,155 млн. т. Параллельно с этим, по статистике Минэнерго, на экспорт было отгружено 160 900 т бензина.

Следует также учесть, что отгрузка топлива на экспорт стала очень выгодной для российских нефтяных компаний, так как в первых числах июля мировые котировки на нефть выросли. Так, например, стоимость барреля нефти Urals увеличилась с $99,9 до $110,8. Вдобавок, с начала июля произошло укрепление доллара к рублю, что также повысило заинтересованность российских производителей в повышении объемов экспорта своей продукции

Чтобы воспрепятствовать дальнейшей утечке топлива за рубеж, 5 августа Минэнерго опубликовало официальное обращение к российским нефтяным компаниям с рекомендацией прекратить экспорт топлива из России до стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. К более радикальным мерам требует прибегнуть Российский топливный союз, глава которого Евгений Аркуша обратился к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу с предложением наложить запрет на экспорт российского топлива и обеспечить ввоз топлива из Белоруссии в объеме не менее чем 150 тыс. тонн ежемесячно.

Главная причина роста цен – акцизы на бензин!

Сложившийся дисбаланс поставок топлива и потребностей в нем оказал ощутимое влияние на розничные цены, однако нельзя не упомянуть о главном двигателе ценового роста – налогах на нефтепродукты.

Хотя динамика роста российского авторынка не так стремительна, как в прежние годы, однако количество автовладельцев продолжает увеличиваться, а вместе с ним – и потребность в топливе. И раз уж спрос на бензин не падает, а растет, то, по естественным рыночным законам, продавцы всегда будут стремиться поднимать цены на реализуемые нефтепродукты.

Однако налоговая нагрузка на отечественные нефтяные компании опережает даже их естественное желание погреть немного руки за счет растущего спроса на топливо. С учетом того, что с начала года налоги на деятельность нефтекомпаний выросли и продолжают расти, эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение средних цен на нефть до 12% к концу 2013 года.

Следует также вернуться к событиям 2-летней давности, когда правительство РФ, желая простимулировать производство экологичного топлива, установило низкие акцизы на бензин. Данная политика действовала вплоть до середины 2012 года. В ноябре 2012 г. президентом страны был подписан указ об индексации ставок акцизов на 2013-2015 гг. на автомобильный бензин и дизельное топливо «Евро-4» и «Евро-5». Средний размер индексации составил около 6%. С 1 июля 2013 г. дополнительный рост акцизов на дизтопливо 4 и 5 классов достиг соответственно 400 и 607 руб. за тонну.

В целом, по оценкам экспертов нефтяной отрасли, за 3 года акцизы на бензин выросли на 250%, а рост акцизов на дизтопливо – 500%. Так, сумма акциза на тонну бензина выросла с 3992 до 9750 руб., а на тонну дизтоплива – с 1188 до 5860 рублей. Получается, что акцизы на топливо растут более стремительными темпами, чем цены и инфляция. Присутствие НДС в цене на топливо равняется 18%, что в стоимости литра АИ-92 составляет 4,5 рублей. НДС и акцизы относятся к группе прямых налогов, доля которых в розничной цене за литр бензина увеличилась с 28% до 40%. А удельный вес всех налогов в розничной цене литра бензина равен 60-65% (!!).

Учитывая стремительную динамику доли налогов в стоимости топлива, следует отдать должное российским АЗС, которые стараются удерживать свои цены на более-менее приемлемом уровне, сокращая долю прочих издержек в ценах на реализуемые нефтепродукты. Иначе цена бензина марки 92 уже достигла бы 50 рублей за литр.

Каковы прогнозы до конца года?

Учитывая, что запасы топлива на внутреннем рынке вполне достаточны даже с учетом планового простоя НПЗ на время ремонта, опасаться топливного дефицита и резких скачков цен на нефтепродукты россиянам не следует. В некоторых регионах страны, из-за переизбытка запасов, можно ожидать даже небольшого снижения розничных цен на бензин.

Некоторое влияние на стоимость топлива оказывает сезонный характер продаж. Еще одним фактором роста цен на бензин может стать желание нефтяных компаний взять, наконец, ценовой реванш, поскольку в апреле, когда оптовая стоимость нефтепродуктов сокращалась, нефтекомпании торговали топливом себе «в убыток».

Уже в июне прогнозы грядущего роста цен на топливо были озвучены экспертами, которые предсказывали повышение в среднем на 15-20 коп. Однако ожидаемого удорожания в июле не произошло, скорее всего, благодаря нефтяным компаниям, которые, сдерживая рост цен, в течение месяца терпеливо несли убытки за счет сокращения собственных прибылей.

Дальнейший поэтапный рост цен на топливо неизбежен и составит в среднем 5-7% за оставшийся до конца года период. Следует ожидать роста розничных цен в пределах 1 руб. в месяц, поскольку эти цены не менялись в период, когда происходило снижение оптовых расценок на топливо.

Ожидается улучшение конкурентной ситуации для независимых АЗС, которые сегодня функционируют в более сложных условиях, по сравнению с АЗС, принадлежащими холдингу ВИНК. ФАС сегодня работает над тем, чтобы выделить сетевые АЗС в самостоятельные структуры, обеспечив тем самым равные условия для деятельности всех АЗС, независимо от их организационной формы и принадлежности. Ожидаемые изменения прописаны в законопроекте «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в России», который рассматривается на данный момент правительством РФ.

Печать

Комментарии 0 записей

 
Вся информация

Полезная информация

Регистрация

Captcha plugin from Outsource Online Обновить
картинку

Вас заинтересовала данная статья? Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже.